г. Москва, пр. Мира, 122
Войти
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Музыкальные инструменты и оборудование
+7 (495) 777-08-31
8 (800) 775-46-69
г. Москва, пр. Мира, 122
Пн-Пт 10:00 - 19-00Сб 10:00 - 18-00Вс Выходной
Заказать звонок
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Почему хромка

18 июл 2020
Прежде всего, сразу определимся: хромка имеет диатоническую гамму и по умолчанию не может считаться хроматической. Тогда почему многие ее считают таковой, спросите вы. Отвечаем: по инерции.

Дело даже не в трех полутонах в верхней части правой клавиатуры – ее звуковой ряд не позволяет причислить инструмент к хроматическим.

Все просто: когда известная нам хромка начала свое восхождение на вершины хит-парадов начала 20 века, был изобретен баян, который по факту и является типичной хроматической гармоникой. Сложно было не обратить внимания на схожесть этих двух инструментов в том, что при смене направления меха высота звука не изменяется – в результате уменьшительно-ласкательный эпитет «хромка» закрепился за гармоникой с мажорным звукорядом. Это, конечно, распространенная ошибка, но не будем относиться слишком строго к таким неточностям – история знает немало подобных примеров. В США вообще баян воспринимается не иначе как кнопочный аккордеон, хотя это не совсем верно.

Есть один момент в пользу сторонников хроматического происхождения хромки – в довоенное время широкое распространение имели инструменты не с 25, как сегодня, а с 27 клавишами правой клавиатуры. Соответственно, такие гармони располагали пятью полутонами, что делало их возможности гораздо более широкими. Да, впоследствии хромка «похудела» на пару клавиш, но не переименовывать же ребенка из-за того, что он изменил прическу, верно?

То, что хромки со временем практически полностью вытеснили все остальные русские гармони, хоть и являет собой достаточно прискорбный факт, однако говорит в пользу знаменитой двухрядки. Кстати, двухрядкой хромку можно назвать только с конструкторской точки зрения – диатонический звукоряд относит ее скорее к стандартным однорядным инструментам.

Современные производители могут предложить самые разные вариации хромки: шуйские (такие известные модели «Чаек» как 204, 314 и C48 XLi), тульские (301М, Куликово поле), а также белорусские, кировские, вологодские гармоники – при этом доступна стандартная комплектация и экземпляры, исполненные в соответствии с пожеланиями клиента.

Индивидуальные изменения могут касаться как внешнего вида инструмента, так и его звукоряда и настроек. Так, в последнее время профессиональные гармонисты все чаще возвращаются к моделям с пятью или даже семью полутонами. То же самое можно сказать и о розливе, который при правильном оформлении усиливает полетность звука гармони и обогащает ее тембр. Несмотря на то, что практикующие музыканты чаще всего предпочитают лично настраивать розлив, количество биений может быть задано в соответствии с пожеланиями заказчика.

Описать все особенности хромки в одном материале невозможно – да и стоило ли пытаться? Если вам по вкусу звучание этого чудесного инструмента, то заглянуть ему в душу получится только при личном общении. Поэтому дерзайте – и будет вам счастье.