Для современных меломанов шаманский бубен – экзотический музыкальный инструмент. А для самых шаманов – способ достичь определенного состояния «камлания». Это «корабль», «лодка», которая позволяет путешествовать в верхний и нижний миры.
Бубны в ритуальных обрядах используются не только у народностей, населяющих нашу страну, но и во многих государствах юго-восточной Азии, преимущественно там, где применяются практики буддизма.
Шаманские (ритуальные) бубны различаются:
Если в якутских, алтайских, бурятских шаманских бубнах мы четко слышим низкие басы, а ритм постукиваний доходит до 220 ударов в минуту, то индонезийские бубны звучат выше, басов у них практически нет, их тембр больше похож на барабанный.
Обычно шаманский бубен представляется нам круглым, как солнце. Но чаще всего настоящие бубны делают овальными или каплевидными. Все зависит от того, как удалось при изготовлении загнуть обечайку – деревянный обод, на который натягивается кожа. Овальные инструменты обладают более богатой палитрой звучания, особенно, когда шаман нагревает бубен над костром для звонкости или смачивает определенные участки кожи для смягчения тембра.
Практически все шаманы народностей, проживающих на территории РФ, извлекают звук из бубна при помощи колотушки. Она может быть разной по форме и величине, как и кожа, из которой изготовлен инструмент. У азиатских шаманов принято также бить по бубну руками.
Иногда для усиления и изменения звука к бубну прикрепляют резонаторы – полости из рогов, костей или дерева, которые выглядят как «наросты» на ободе. Они обогащают тембр и обеспечивают исполнителю большие выразительные возможности.